Тайная вечеря. 1863.
Этапное произведение Гё. Картина произвела в России фурор, близкий тому, какой в свое время произвел Брюллов холстом «Последний день Помпеи». Весь Петербург устремился на выставку в Академию художеств. Поразившая всех новизна подхода к мифическому событию заключалась в его коренном переосмыслении. Гё отнимал у евангельского сюжета его церковный смысл, а у образов апостолов – каноническую духовность.
Христос оказывался у художника человеком и только человеком, более того, кощунственно приобрел портретное сходство с издателем «Колокола» Герценом. А в негодующем апостоле Петре узнавался сам автор необычной «религиозной» картины. Но еще более неожиданным был образ Иуды. Мастер сделал все, чтобы это действующее лицо оказалось «титаническим» (выражение самого Н.Н. Гё). Позднее, раскрывая свой замысел, Гё говорил, что на «Тайной вечере» происходит «разрыв между одним учеником и любимым учителем, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век». (С)
http://art-links.livejournal.com/2144791.html
Приведу слова искусствоведа Юр. Нехорошева. Они интересны в историческом плане и тем, что допускают плодотворную полемику. «Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила: «Тайная вечеря» поражает оригинальностью на общем фоне сухих плодов академической выправки». Картину прямо с вокзала привезли в академию. Профессора долго стояли в оцепенении, а потом шумно поздравляли автора с успехом. Академический совет решил тут же присвоить Ге звание профессора – в нарушение существующего порядка. Но вскоре, разглядев картину повнимательнее, многие из тех, кто с восторгом голосовал за нее, выразили иные мнения.
Здесь необходимо вспомнить миф о Христе. В нем есть рассказ о последней встрече Христа со своими учениками. Во время беседы он произнес вещие слова: «Один из вас предаст меня».
Откровение это каждый воспринял по-разному. Много веков сотни художников изображали эту сцену, сочиняя неожиданные композиции, а смысл вкладывали в них один – Иуда прежде всего предатель. Не случайно его имя стало символом вероломства, продажности».
Профессора пошли на попятную, когда узнали о реакции на картину монарха. Потом, Леонардо да Винчи не увидел в Иуде предателя, а его мнение уравновесит сотни других.
Послушаем Нехорошева дальше.
«32-летний Ге по-своему прочитал древний миф. От учителя уходит любимый, может быть, самый способный ученик. Гармония содружества нарушена. Решительно воздев руки, Иуда без колебаний набрасывает на плечи одежду. Он уверен в своей правоте, думает не о 30-ти сребрениках, но скорее о борьбе. Он не может остаться, не покривив душой.
Тревожно скачут по стенам огромные тени, и время словно остановилось в пространстве тесной, едва освещенной кельи… Отображая острейший конфликт, полотно поневоле возвращало зрителей в бурную действительность 1860-х годов».
Иуда – любимый ученик? Это требует уточнения. Самый способный? Откуда это известно? Но тут есть над чем подумать, поскольку Иуда был казначеем у апостолов, а это была высокая должность. А то, что Иуда думает «о борьбе», то это сильное суждение требует самых весомых обоснований.
Смотрим на картину Ге – это могучее произведение. Небольшая комната, высокий потолок, гладкие стены, каменные плиты пола. Да, это Иерусалим. Кушетка, на ней полулежит Христос, горестно поддерживая голову рукой, опирающуюся на стол.
У него в ногах молодой безбородый Иоанн, за спиной – бородатые апостолы. На углу стола седой старик – апостол Петр, за ним несколько темных фигур. Теперь смотрите, что делает художник.
Справа, за спиной Петра он ставит сильный светильник. Он освещает ярким светом с головы до ног Петра, особенно его лицо, изображенное в фас. Затем белую скатерть стола, руку и склоненную голову Христа, взволнованные лица апостолов. Мы светильника не видим – его загораживает черная фигура Иуды. Это высокий, стройный мужчина с бледным лицом, бородатый. Лицом Иуда обращен к нам, и его фигура бросает тень, нас покрывающая. Свет нравственности, правды, открытости, умеренности, мудрости, доброты освещает стол – общую духовную трапезу апостолов.
Яркий свет падает на Петра – хранителя и стража рая, освещает Христа и встревоженные лица апостолов, обращенные на Иуду. Они обеспокоены, пришли в смятения от Иуды, загородившего нам раз и навсегда светильник разума. Только Христос не выглядит встревоженным – он огорчается тем, что так легко нас накрыла тень корысти.
Человек получает приличную зарплату и имеет нормальные условия для жизни. Он требует: еще! Деньги: 50 тысяч, 100, миллион! Мало, еще! Миллиард – еще! Убить, ограбить нищего и пустить его по помойкам, убить соперника? Нет проблем! Квартира 50 метров, 100, 300! Еще! Дом в Париже, дом в Майами, дворец на Лазурном берегу! Мало, еще!! Еще убивать и еще грабить. И уж, конечно, не Иуда виновен – он только символ, художественный образ бесчеловечности в человеке.
В небольшой картине Николай Ге смог воплотить идею Леонардо о ненасытности человеческой жадности и корысти. Если человека не заточить в рамки закона, он тысячекратно перекроет в ненасытности, жестокости, варварстве – любого варвара, в зверстве – любого зверя.
2002-2003
Тільки користувачі, що мають VIP-акаунт, можуть приховувати блок з рекламою або ж, тільки в альбомах тих користувачів, які придбали собі VIP-акаунт, ви можете приховати цей блок.
Коментарі
K-ATRIN
125.03.13, 05:31
Христос оказывался у художника человеком и только человеком, более того, кощунственно приобрел портретное сходство с издателем «Колокола» Герценом. А в негодующем апостоле Петре узнавался сам автор необычной «религиозной» картины. Но еще более неожиданным был образ Иуды. Мастер сделал все, чтобы это действующее лицо оказалось «титаническим» (выражение самого Н.Н. Гё). Позднее, раскрывая свой замысел, Гё говорил, что на «Тайной вечере» происходит «разрыв между одним учеником и любимым учителем, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век». (С)
http://art-links.livejournal.com/2144791.html
K-ATRIN
23.04.13, 09:49
Приведу слова искусствоведа Юр. Нехорошева. Они интересны в историческом плане и тем, что допускают плодотворную полемику. «Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила: «Тайная вечеря» поражает оригинальностью на общем фоне сухих плодов академической выправки». Картину прямо с вокзала привезли в академию. Профессора долго стояли в оцепенении, а потом шумно поздравляли автора с успехом. Академический совет решил тут же присвоить Ге звание профессора – в нарушение существующего порядка. Но вскоре, разглядев картину повнимательнее, многие из тех, кто с восторгом голосовал за нее, выразили иные мнения.
Здесь необходимо вспомнить миф о Христе. В нем есть рассказ о последней встрече Христа со своими учениками. Во время беседы он произнес вещие слова: «Один из вас предаст меня».
K-ATRIN
33.04.13, 09:50Відповідь на 2 від K-ATRIN
Откровение это каждый воспринял по-разному. Много веков сотни художников изображали эту сцену, сочиняя неожиданные композиции, а смысл вкладывали в них один – Иуда прежде всего предатель. Не случайно его имя стало символом вероломства, продажности».
Профессора пошли на попятную, когда узнали о реакции на картину монарха. Потом, Леонардо да Винчи не увидел в Иуде предателя, а его мнение уравновесит сотни других.
Послушаем Нехорошева дальше.
«32-летний Ге по-своему прочитал древний миф. От учителя уходит любимый, может быть, самый способный ученик. Гармония содружества нарушена. Решительно воздев руки, Иуда без колебаний набрасывает на плечи одежду. Он уверен в своей правоте, думает не о 30-ти сребрениках, но скорее о борьбе. Он не может остаться, не покривив душой.
K-ATRIN
43.04.13, 09:50Відповідь на 3 від K-ATRIN
Тревожно скачут по стенам огромные тени, и время словно остановилось в пространстве тесной, едва освещенной кельи… Отображая острейший конфликт, полотно поневоле возвращало зрителей в бурную действительность 1860-х годов».
Иуда – любимый ученик? Это требует уточнения. Самый способный? Откуда это известно? Но тут есть над чем подумать, поскольку Иуда был казначеем у апостолов, а это была высокая должность. А то, что Иуда думает «о борьбе», то это сильное суждение требует самых весомых обоснований.
Смотрим на картину Ге – это могучее произведение. Небольшая комната, высокий потолок, гладкие стены, каменные плиты пола. Да, это Иерусалим. Кушетка, на ней полулежит Христос, горестно поддерживая голову рукой, опирающуюся на стол.
K-ATRIN
53.04.13, 09:50Відповідь на 4 від K-ATRIN
У него в ногах молодой безбородый Иоанн, за спиной – бородатые апостолы. На углу стола седой старик – апостол Петр, за ним несколько темных фигур. Теперь смотрите, что делает художник.
Справа, за спиной Петра он ставит сильный светильник. Он освещает ярким светом с головы до ног Петра, особенно его лицо, изображенное в фас. Затем белую скатерть стола, руку и склоненную голову Христа, взволнованные лица апостолов. Мы светильника не видим – его загораживает черная фигура Иуды. Это высокий, стройный мужчина с бледным лицом, бородатый. Лицом Иуда обращен к нам, и его фигура бросает тень, нас покрывающая. Свет нравственности, правды, открытости, умеренности, мудрости, доброты освещает стол – общую духовную трапезу апостолов.
K-ATRIN
63.04.13, 09:51Відповідь на 5 від K-ATRIN
Яркий свет падает на Петра – хранителя и стража рая, освещает Христа и встревоженные лица апостолов, обращенные на Иуду. Они обеспокоены, пришли в смятения от Иуды, загородившего нам раз и навсегда светильник разума. Только Христос не выглядит встревоженным – он огорчается тем, что так легко нас накрыла тень корысти.
Человек получает приличную зарплату и имеет нормальные условия для жизни. Он требует: еще! Деньги: 50 тысяч, 100, миллион! Мало, еще! Миллиард – еще! Убить, ограбить нищего и пустить его по помойкам, убить соперника? Нет проблем! Квартира 50 метров, 100, 300! Еще! Дом в Париже, дом в Майами, дворец на Лазурном берегу! Мало, еще!! Еще убивать и еще грабить. И уж, конечно, не Иуда виновен – он только символ, художественный образ бесчеловечности в человеке.
K-ATRIN
73.04.13, 09:52Відповідь на 6 від K-ATRIN
В небольшой картине Николай Ге смог воплотить идею Леонардо о ненасытности человеческой жадности и корысти. Если человека не заточить в рамки закона, он тысячекратно перекроет в ненасытности, жестокости, варварстве – любого варвара, в зверстве – любого зверя.
2002-2003
http://www.abc-people.com/event/supper/sand-ge.htm
Zemlyachka
89.04.13, 22:42
Очень сильная вещь у него получилась
Горянка
910.04.13, 01:33
K-ATRIN
1010.04.13, 07:18Відповідь на 8 від Zemlyachka
меня она тоже сильно впечатляет!!