Уильям Мэрдок, герой по количеству спасенных пассажиров. / путешествия, техника, люди, океан, корабли, транспорт, волны, трагедии
Уильям Мэрдок, герой по количеству спасенных пассажиров.

Інформація

Коментарі

121.07.11, 11:14

Уильям Мэрдок: первый помощник "Титаника"

14 апреля 1912 года пассажирский пароход "Титаник", выполнявший свой первый трансатлантический рейс, столкнулся с айсбергом, и через 2 часа 40 минут затонул, унеся с собой 1503 человеческие жизни. В момент столкновения вахту нес первый помощник капитана Уильям Мэрдок, действия которого не смогли предотвратить катастрофу. Мэрдок погиб вместе с "Титаником", и для кого-то он стал главным виновником трагедии, для кого-то - героем, спасшим жизни многим пассажирам, а для кого-то просто человеком, которому в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года не повезло. "Никогда не было лучшего офицера", "Он был самой яркой нашей звездой" - скажут позднее про Мэрдока известные морские капитаны.

    221.07.11, 11:14

    Уильям Макмастер Мэрдок родился 28 февраля 1873 года в шотландском городке Далбитти в семье капитана Самюэля Мэрдока. Его дед тоже был морским капитаном. В школе Уильяма запомнили как способного и прилежного ученика. После окончания школы в соответствии с семейными традициями Уильям выбрал карьеру моряка, и начал пятигодичное обучение в Ливерпуле. Он был настолько способным учеником, что уже через четыре года получил диплом второго помощника капитана. После работы на парусниках в должностях второго и первого помощника капитана Уильям Мэрдок в возрасте 23 лет получил капитанский диплом.
    Мэрдок мечтал работать офицером на крупных пассажирских судах. Случай представился ему в 1899 году, когда началась бурская война в южной Африке.

      321.07.11, 11:15

      Мэрдок прошел обучение и получил звание лейтенанта Королевского военно-морского флота. Это было одним из требований, которые предъявляли крупные судоходные компании к своим офицерам. Вскоре Уильям поступил на службу в компанию "Уайт Стар Лайн" и был назначен вторым помощником капитана на пассажирский лайнер "Медик", обслуживавший линию между Ливерпулем и Австралией. Позднее, в 1901 году, Мэрдок перешел на новый лайнер "Руник", также работавший на австралийской линии.
      В одном из австралийских рейсов Уильям встретил 29-летнюю школьную учительницу из Новой Зеландии очаровательную Аду Флорес Бэнкс. Между ней и молодым офицером завязалась продолжительная переписка, и дело закончилось свадьбой в 1907 году.

        421.07.11, 11:15

        А четырьмя годами раньше Мэрдок был переведен на самую престижную и высокооплачиваемую работу - на трансатлантическую линию. Он стал вторым помощником капитана нового лайнера "Арабик".
        Именно на "Арабике" произошел случай, который характеризует Мэрдока как хладнокровного и грамотного судоводителя. Мэрдок пришел ночью в ходовую рубку сменить вахтенного офицера Фокса, когда последний заметил вблизи огонь какого-то судна по левому борту. Фокс отдал приказ "лево руля", и рулевой начал крутить штурвал. Тогда Мэрдок бросился к штурвалу, оттолкнул рулевого и выровнял курс. Фокс повторил приказ, но Мэрдок не отреагировал. Через несколько секунд в нескольких метрах от "Арабика" прошло крупное судно. Люди в рубке инстинктивно прижались друг к другу, видя, что столкновение неминуемо.

          521.07.11, 11:15

          Но столкновения не произошло. Если бы не своевременные грамотные действия Мэрдока, трагедии было бы не избежать. Единственным человеком, который не был доволен произошедшим, оказался Фокс. Он был старше Мэрдока по должности, и получилось, что последний нарушил субординацию, фактически отменив отданный приказ. В дальнейшем пути Мэрдока и Фокса разошлись.
          После 1904 года Мэрдок работал вторым помощником капитана на "Келтике", "Джерманике" и "Кедрике". В феврале 1906 года Мэрдок на один рейс был назначен первым помощником капитана на "Кедрике", затем в течение трех месяцев занимал должность второго помощника капитана на "Океанике", и после этого стал первым помощником капитана на этом же лайнере. В 1907 году Мэрдок перешел на лайнер "Адриатик".

            621.07.11, 11:16

            В сентябре того же года он взял отпуск, чтобы сыграть свадьбу с Адой и провести с ней непродолжительный медовый месяц. 2 сентября Мэрдок и Ада поженились, а уже 23 сентября Уильям отправился в очередной рейс на "Адриатике". Молодая семья обосновалась в своем новом доме в Саутгемптоне. Уильям большую часть времени проводил в море, а Ада занималась домашним хозяйством.
            В мае 1911 года Уильям Мэрдок был назначен первым помощником капитана на новый лайнер "Олимпик". Компания "Уайт Стар Лайн" возлагала на этот лайнер большие надежды, он был самым большим и комфортабельным в мире, и для него были подобраны самые лучшие офицеры, элита британского морского флота. Экипаж возглавил капитан Эдвард Смит, старейший и опытнейший капитан компании "Уайт Стар Лайн".

              721.07.11, 11:16

              "Олимпику" не везло: 20 сентября 1911 года лайнер столкнулся с крейсером "Хок" и получил повреждения, в результате чего ему потребовался серьезный ремонт. В феврале 1912 года "Олимпик" повредил один из винтов о затонувший предмет. Наконец, 4 марта 1912 года "Олимпик" наскочил на мель на выходе из Белфаста, где лайнеру меняли винт после прошлой аварии. Вины Мэрдока в этих авариях не было.
              Во время одного из ремонтов "Олимпика" Мэрдок вернулся домой в Саутгемптон. В офисе компании "Уайт Стар Лайн" ему сообщили о предстоящем повышении: Мэрдок был назначен старшим помощником капитана на строящийся "Титаник".

                821.07.11, 11:16

                Назначение вторым человеком на самый современный и престижный лайнер в мире было для Мэрдока последней ступенькой перед капитанской должностью, получение которой он по праву ожидал в ближайшем будущем.
                Незадолго до первого рейса "Титаника" компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение назначить капитаном "Титаника" Эдварда Смита, но только на первый рейс, с тем, чтобы затем с почестями проводить его на пенсию. Смит выразил пожелание, чтобы в первый рейс с ним пошел старший помощник Генри Уайльд, с которым они давно работали вместе.

                  921.07.11, 11:17

                  Компания удовлетворила просьбу капитана, и на первый рейс "Титаника" сделала временные перестановки в командном составе лайнера: Уильям Мэрдок занял должность первого помощника капитана, первый помощник Чарльз Герберт Лайтоллер стал вторым помощником капитана, а второй помощник капитана Дэви Блэр остался на берегу.
                  Несомненно, произведенные перестановки стали большим разочарованием для всех троих офицеров, несмотря на то, что вскоре им предстояло занять на "Титанике" прежние должности. Не был доволен решением Смита и старший помощник капитана Генри Уайльд, который писал сестре про "Титаник": "И все-таки мне не нравится это судно... Оно вызывает у меня какие-то странные чувства". Уайлд хотел поскорее вернуться на однотипный "Олимпик".

                    1021.07.11, 11:17

                    Предполагалось, что вскоре он станет капитаном на одном из судов компании. Мэрдок писал своей сестре накануне выхода "Титаника" в первый рейс: "Я пока остаюсь старшим помощником капитана - до выхода в первый рейс. Потом, хотя мне и предстоит понижение в должности, я надеюсь, что это не надолго. Главный морской суперинтендант Ливерпуля был крайне впечатлен и удовлетворен тем, как у нас идут дела, и мне было обещано, что как только Уайльд уйдет, я займу прежнюю должность. Сейчас я все свое время посвящаю руководству работами на судне. Мы почти готовы к первому рейсу".

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      3
                      попередня
                      наступна